Популярные сообщения

суббота, 20 мая 2017 г.

НЕПОБЕЖДЕННАЯ ПАЛЬМИРА»

«НЕПОБЕЖДЕННАЯ ПАЛЬМИРА»


Транскрипт


1 «НЕПОБЕЖДЕННАЯ ПАЛЬМИРА» (литературно-музыкальная композиция на стихи Н.Крандиевской-Толстой, О.Берггольц, А.Ахматовой) Жителям блокадного Ленинграда посвящается Поэтические фрагменты, конкретизированные ремарками в скобках, в силу своей выразительности, позволяют авторам не останавливаться в тексте сценария на декорациях мизансцен, реквизите: все подсказано контекстом. Часть 1. ПАМЯТЬ Звуки скрипки. Под звуки скрипки выходят героини с зажженными свечами. МА ТЬ: Что же осталось от прошлого? Немного стихов, дневник. Шкатулка с письмами. раскрыть которую так же страшно. как разрыть могилу. ПОЭТЕССА: Но ты, бессонница моя. Без содрогания и риска, Глядишь в огонь небытия. Подстерегающий так близко. Завороженная, глядишь На запад, в зарево Крондштата. МЕДСЕСТРА: Какая глушь! Какая тишь! МА ТЬ: Да был ли город здесь когда-то? МЕДСЕСТРА: Никнет, дрожит фитиле. Словно на тоненьком стебле. Сел золотой мотылек, Ветра дыханьем колеблем, (героини сходятся в тесный полукруг, медсестра собирает свечи) Но принимая из рук В руки его, как лампаду, Мы пронесем его, друг, Через войну и блокаду. (полукруг вновь становится широким) МА ТЬ: О память! Верным ты верна. Твой водоем на дне колышет Знамена, лица, имена, И мрамор жив. и бронза дышит. ПОЭТЕССА: В дни наступлений армий ленинградских, В январские свирепые морозы, Ко мне явилась девочка чужая И попросила написать стихи. ДЕВУШКА Она просила только: «Напишите Не для того, чтобы его прославить. Но чтоб над ним могли другие плакать


2 ПОЭТЕССА: Со мной и мамой, словно о родном.» Девочка, в январские морозы. Приходившая ко мне домой. Вот - прими печаль мою и слезы Реквием несовершенный мой. Часть II БЛОКАДА ДЕВОЧКА С МИШКОЙ (поет, качая мишку): В небе авиаигрушки. Ни покоя им, ни сна. Поэтической старушкой Бродит по небу Луна. И кого она смущает? Кто вздыхает ей во след? (засыпает) МАТЬ; Тесно в небе. Каждый знает, Что покоя в небе нет. ШОФЕР: Истребитель пролетает. Проклиная лунный свет. ЛЕТЧИК: До Луны ли в самом деле, Если летчику глаза И внимание в обстреле От живой отводит цели Лунной влаги бирюза. ПОЭТЕССА: Что же бродишь, как бывало, И качаешь опахало Старых бредней над землей? Чаровница! Ты - устала. ШОФЕР (грозит луне): Ты помехой в небе стала. Не пора ли на покой? ПОЭТЕССА: Блокада! Вот оно проклятое кольцо. Невы свободной тяжкое удушье И запах гари с берега, в лицо. И облаков весенних равнодушье (ДЕВОЧКА просыпается, берет скрипку, ходит со скрипкой от героя к герою.) (берет скрипку): Иду в темноте вдоль воронок, Прожекторы щупают небо, Прохожие. Плачет ребенок И просит у матери хлеба. МА ТЬ: Щели в саду вырыты. Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мой! (гладит по голове ДЕВОЧКУ, передает ДЕВОЧКЕ кружку, выходит маленький МАЛЬЧИК тащит за собою саночки: садится на саночки) ДЕВО ЧКА: Петя, Петя! Не умирай! Вот (протягивает ему кружку) Тетя Маруся принесла маме целый стакан киселя. Он очень вкусный. хоть и без сахара. Я оставила тебе немножко. МАЛЬЧИК (берет кружку). Спасибо. А можно, я чуть-чуть отнесу бабушке?


3 ДЕВОЧКА: Конечно, она же старенькая. МАЛЬЧИК (встает с саночек): Вчера мама не разрешила мне вытащить из мусорного ведра черствую французскую булку - ее выбросил наш сосед - политработник. ДЕВОЧКА (мишке): -Нужно быть гордыми. (усаживаются на саночки, прижавшись друг к другу) МА ТЬ: Мы съели хлеб, что был отложен на день. В один платок закутались вдвоем, (укутывает детей) И тихо-тихо стало в Ленинграде Один, стуча, трудился метроном. ШОФЕР: Скрипят, скрипят по Невскому полозья, На детских санках, узеньких, смешных. В кастрюльках воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных. ДЕВОЧКА: Привяжи к саням ведерко. МАЛЬ ЧИК: И поедем за водой. ДЕВОЧКА: За мостом крутая горка. МАЛЬ ЧИК Осторожней с горки той! (вдвоем увозят саночки) ДЕВОЧКА: (оборачиваясь) Как ледышки рукавички, Не согнуть их нипочем. МАЛЬЧИК: (дует на руки) Эту прорубь каждый знает На канале крепостном, (уходят вглубь сцены) МАТЬ: (вслед детям) Отдохни, мой сынок! Сядь на холмик с лопатой, Съешь мой смертный паек, За два дня вперед взятый. ДЕВУШКА-МЕДСЕСТРА: А девушка с лицом заиндевелым Упрямо стиснув почерневший рот, Завернутое в одеяло тело На Охтинское кладбище везет. (забирает скрипку у девушки-почтальона) ШОФЕР: Скользят полозья в городе, скрипят. Как многих нам уже не досчитаться. Но мы не плачем. Правду говорят. Что слезы вымерзли у ленинградцев (звучит скрипка: та же мелодия, но выше) ПОЭТЕССА Муза не шагает в ногу. Она на выдумки искусница. Поет под грохот артобстрела О том, что бабочка-капустница В окно трамвая залетела. ШОФЕР О том. что заросли картошками


4 На поле Марсовом зенитки. И под дождями и бомбежками И те и эти не в убытке. И только ласточкам одним в него Взлетать не страшно и не поздно. ПОЭТЕССА И что легендами и травами Зарос, как брошенная лира, Мой город, осиянный славами. Непобежденная Пальмира. ДЕВУШКА: Часть Ш. ЛЮБОВЬ. А писем нет. И мы уж перестали Ждать дня, который вместе проведем. Дрожит на люстре и звенит хрусталик, Зенитки бухают и сотрясают дом. МАТЬ: Метет, метет. И нет конца метели. Конца тяжелым, белым хлопьям нет. ЛЕЙТЕНАНТ (выходит): Метет, метет. И заметает след К моей солдатской полумерзлой щели. ДЕВУШКА: Метет, метет. И не увидишь света, И не увидишь друга в двух шагах. ЛЕЙТЕНАНТ: Вот через этот безответный мрак Я двинусь в путь, лишь тьму прорвет ракета. ДЕВУШКА: Постучи кулачком - я открою. Как тебе открывала всегда. ЛЕЙТЕНАНТ: Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем. ДЕВУШКА. Я тебя не предам никогда. МА ТЬ: Твоего я не слышала стона. Хлеба ты у меня не просил. ЛЕЙТЕ НАНТ: Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых. ДЕВУШКА: Как ты прошлой весной приносил? ЛЕЙТЕНАНТ: Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, (протягивает руку девушке) ДЕВУШКА: (протягивает руку лейтенанту): С головы твоей золотистой Я кровавые смою следы, (звучит вальс: герои танцуют: музыка обрывается; лейтенант уходит) МАТЬ: (вслед ему) Так ждать, чтоб даже память вымерла. ПОЭТЕССА: Чmo6 стал непроходимым день


5 ДЕВУШКА: Чтоб умирать при милом имени. МЕДСЕСТРА:И догонять чужую тень. Чтоб не довериться и зеркалу, Чтоб от подушки утаить. ДЕВУШКА: Чтоб свет моей любви и верности Зарыть, запрятать, затемнить. ШОФЕР: Чтоб пальцы невзначай не хрустнули. Чтоб вздох и тот зажать в руке. ДЕВУШКА: Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал Горячий ветер на щеке. Часть IV НАДЕЖДА (Звучит гитара. На фоне музыки герои читают) МА ТЬ: Если птица залетит в окно. Это к смерти, - люди говорит. МЕДСЕСТРА: Не пугай приметой. Все равно Раньше птиц к нам пули залетят. ПОЭТЕССА МАЛЬ ЧИК: ДЕВО ЧКА: МАЛЬ ЧИК: ДЕВОЧКА: Но сегодня - солнце ли. весна ль. Прямо с неба в комнату нырнул. Красногрудый. Стукнулся в рояль. Заметался. МАЛЬ ЧИК И на шкаф порхнул. (Все герои как бы ловят глазами снегиря) ДЕВО ЧКА: Снегире к. наверно. молодой. ШОФЕР: Еле жив от страха сам, небось. ДЕВУШКА: Ты ко мне со смертью иль бедой Залетел, непрошенный мой гость? МЕДСЕСТРА За диван забился в уголок. Все равно! - к добру ли. не к добру. ДЕВУШКА: Трепетанья птичьего комок. Жизни дрожь в ладони я беру. (Все герои прижимают руки к груди) МА ТЬ: Подношу к раскрытому окну. Разжимаю руки. Не летишь? (Все герои разжимают руки) ДЕВОЧКА: Все еще не веришь в глубину? Вот она! Лети' МАЛЬЧИК: Лети. глупыш! ВСЕ ГЕРОИ ПООЧЕРЕДНО Лети' Лети! Лети! Колокольный звон.


6 ЛИТЕРАТУРА: 1. Записи времен блокады Ленинграда.Кругозор с Голоса блокадного Ленинграда. Их фондов Гос архива КХС крп 3 3. Н.В. Крандиевская-Толстая. Воспоминания. - Л.:Лсниздат, 1977г. 4. Н.В. Крандиевская-Толстая. Дорога: стихотворения. - М. Художественная литература, 1985 г.


Юным художникам блокадного Ленинграда посвящается 1941 1943 гг. Надо знать, какой бывает война, чтобы знать какое это благо - мир. А.Адамович Шёл месяц май сорок второго. Бои, налёты и обстрелов шквал,

Комментариев нет:

Отправить комментарий